Первая
украинская волна звездного маркетинга прокатилась на стыке тысячелетий:
Ирина Билык в спортзале восстанавливала кислотно-щелочной баланс, а
Наталья Могилевская наслаждалась свежестью от Lady Speed Stick.
Смысл celebrity marketing – продажи товаров с помощью
знаменитостей – заключается в привлечении внимания к продукции с
помощью звезд шоу-бизнеса и спорта. Причем не всегда эти люди являются
экспертами в данной области: скажем, Бекхэм вполне может рекламировать
спортивную одежду, но что понимает Повалий в строительстве, Диана
Дорожкина – в холодильниках, а София Ротару – в подсолнечном масле?
«МЫ НЕ ДЛЯ ТОГО СОЗДАВАЛИ СВОЙ ОБРАЗ, ЧТОБЫ ПОТОМ ДЕШЕВО ЕГО ПРОДАВАТЬ»
Не
так давно жители столицы созерцали на билбордах улыбающуюся парочку –
Таисию Повалий и Игоря Лихуту. Супруги приглашали жителей столицы
поселиться рядом с ними в жилищном комплексе «Чайка». Ларчик открывался
просто: супруги приобрели здесь двухуровневую квартиру, и очень может
быть, что их лица на билбордах – это полный или частичный бартер в ее
приобретении. Во всяком случае, руководитель отдела продаж
девелоперской компании «ОМОКС» Валерий Сокура назвал это
«сотрудничеством на взаимовыгодных условиях». Стоимость одного
квадратного метра апартаментов в «Чайке» – семь тысяч долларов. Исходя
из этого, нетрудно посчитать стоимость частичного бартера.
Мы попросили Игоря Лихуту прокомментировать ситуацию. Спросили,
правда ли, что со звездной четой расплатились квартирой в этом
комплексе?
– Знаете, за участие в рекламе одной квартиры было бы мало. Есть
пословица, которую я считаю правильной: «Сначала человек работает на
имя, а потом имя работает на человека». Мы не для того на протяжении 15
лет создавали свой образ, чтобы потом дешево его продавать.
– Так у вас есть квартира в этом комплексе?
– Есть, и не одна.
– В каких случаях вы отказываетесь от съемок в рекламе?
– Мы
довольно часто отказываемся от участия в рекламных роликах, потому что
заказчиков не устраивает наш гонорар. Если вы приходите в автосалон и
вам не хватает денег на «мерседес», то вы покупаете «фольксваген». Так
и в этой ситуации. Многие украинские знаменитости снимаются в рекламных
проектах, от которых мы отказались по причине того, что не нашли общего
языка с заказчиками.
Иногда компании привлекают не одно лицо, а группу публичных
персон. Вот уже несколько месяцев с билбордов всей страны нас уверяют,
что Ани Лорак, Василий Климчук, Кузьма и многие другие «доверяют
«УкрАВТО».
ХОЧЕШЬ СНЯТЬ КЛИП – МОЙ ВОЛОСЫ ПРАВИЛЬНЫМ ШАМПУНЕМ
Дизайнер
Диана Дорожкина и телеведущая Людмила Добровольская выбирают технику
LG, певицы Ани Лорак и Тина Кароль пользуются только косметикой «Черный
жемчуг», украинский богатырь Василий Вирастюк пьет пиво настоящих
мужчин «Арсенал», а вот чемпион и рекордсмен мира по плаванию Олег
Лисогор выступает за здоровый образ жизни и употребляет только соки
«Биола».
Руслана рекламировала краску для волос. В пресс-центре певицы ее
помощница Карина прокомментировала сей факт сухо: «Во многих странах
это практикуется – в рекламе снимаются актрисы, певицы и другие
публичные люди. Руслана согласилась на съемки, мы подписали контракт и
сняли ролик. Гонорар не разглашается. Дальнейших планов на съемки в
рекламе пока нет. У Русланы сейчас очень мало времени».
Сестры
Завальские (дуэт «Алиби») рекламировали шампунь Pantene Pro V. Их мама
и директор Альбина Алексеевна не скрывает, что участие в рекламе
укрепляет материальное положение семьи.
– Условие участия в рекламе шампуня – естественно, наличие
красивых, длинных и здоровых волос. У Ани и Алины как раз такие. Но
изначально приглашали сниматься только одну девочку. Однако поскольку
«Алиби» – дуэт, мы отказались от предложения и поставили условие: или
снимаются обе девочки, или мы не участвуем. Заказчики согласились, и мы
поехали в Москву для окончательного согласования. Там подписали
контракт, обсудили условия и сняли два ролика – один в Праге, другой на
Майорке. Съемки в рекламе – это довольно выгодный бизнес.
– Если вы не хотите называть сумму гонорара, ответьте – хватает ли денег на съемку нормального клипа?
– Да. Этих денег на клип вполне хватает.
– А вы сами пользуетесь этим шампунем?
– У нас есть принцип – не рекламировать то, что сам не испробовал. Да, девочки пользуются продукцией Pantene Pro V.
Украинские расценки для звезд – довольно низкие, если сравнивать с
зарубежными знаменитостями. Наши селебритиз получают в среднем от $2
000 до 20 000, западные могут получать до $5 млн. Самый дорогой
рекламный контракт в истории США – $9 млн – был подписан между
компанией Pepsi и певицей Бритни Спирс.
Надо
сказать, что украинские артисты напрочь отказываются рекламировать
алкоголь, сигареты, а женщины фыркают, когда речь идет о личных
гигиенических средствах. Почему-то никто честно не говорит, что это
всегда вопрос цены: есть суммы, после которых уже никто «не умничает»
на тему репутации. Согласился же Андрей Шевченко рекламировать
отечественное пиво, которое сам, по всей видимости, не пьет. Хотя бы в
силу того, что живет в Англии. По неофициальным данным, за контракт со
звездой мирового футбола (сотрудничество было рассчитано на 2006–2007
гг.) компания «Оболонь» выложила около $2 млн. По слухам, за рекламу
подсолнечного масла любимице украинцев Софии Ротару заплатили 200 тысяч
долларов.
Влада Литовченко – одна из самых популярных представителей
celebrity marketing в Украине. Говорит, что на участие в рекламе
автомобиля Jaguar согласилась по той причине, что у нее было пять машин
этой марки и она ими довольна: «К тому же во время съемок мне была
предоставлена возможность пользоваться моделями Jaguar. К сожалению, я
не могу назвать вам сумму гонорара, а также условий, на которых я
согласилась на съемки, так как я подписывала контракт о неразглашении
информации. Но могу сказать: бесплатно или за маленькие гонорары я не
снимаюсь. Все-таки я долго работала на свое имя и теперь мне хочется
зарабатывать на нем. Также я никогда не соглашусь на съемки рекламы
табака, алкоголя или женских гигиенических товаров». (Дались им эти
гигиенические товары. – Ред.)
КОМУ ЗВЕЗДЫ НЕДОСТУПНЫ И НЕ... ИНТЕРЕСНЫ
Не
все компании-лидеры в той или иной индустрии рекламируют себя с помощью
сelebrity. Существует несколько причин, по которым украинские звезды не
появляются в рекламе табачных, алкогольных, кондитерских, молочных
продуктов и средств гигиены. Прежде всего – действующее
законодательство Украины и добровольное соглашение – «Международные
стандарты маркетинга табачной продукции». Основной принцип стандартов –
маркетинг табачной продукции должен быть направлен исключительно на
взрослых потребителей. В одном из их пунктов указано, что «реклама
табачной продукции не должна использовать людей, популярных среди
молодежи».
Для
некоторых компаний отсутствие звезд в рекламном продвижении товара –
позиция принципиальная. В частности, представители компании Roshen не
видят смысла рекламировать артиста и привязывать продукцию к нему:
«Когда звезда рекламирует товар, она также рекламирует и себя. Мы не
видим в этом потребности. Нет смысла привязывать кондитерские изделия к
кому-либо». А вот нардеп и певец Святослав Вакарчук настоял, чтобы в
ролике о пиве «Славутич» звучала только их песня, но лиц участников
группы не было. Позиция не очень понятная, потому что песня четко
ассоциируется и с певцом, и с группой. Хороша мина в сторону здорового
образа жизни. Пошляки сказали бы что-нибудь про «рыбку». Когда мы
обратились в пресс-центр Вакарчука за комментариями, нам сообщили, что
они невозможны – группа находится в творческом отпуске.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Ирина Михалева,
начальник департамента
маркетинговых коммуникаций
корпорации «УкрАВТО», говорит,
что celebrity marketing был выбран ими осознанно.
– Причин несколько. Во-первых, надо было популяризировать
мультибрендовую сбытовую сеть после глобальной всеукраиской
реконструкции и расширения. В стране много дилерских центров, и поэтому
было создано порядка 150 вариантов макетов с разными героями для разных
городов. Сеть «УкрАВТО» – мультибрендовая, поэтому концентрация на
одном герое, на наш взгляд, бессмысленна. Во-вторых, бюджет кампании
достаточно ограничен. Потому были выбраны самые оптимальные каналы
коммуникаций, в частности «наружка», а использование celebrity
marketing позволило сделать кампанию достаточно заметной – даже
с небольшим бюджетом. И наконец, используя celebrity marketing, мы
добиваемся сразу двух целей – информируем рынок о реконструкции сети
(новае автосалоны «УкрАВТО» на фоне звезд) и повышаем имидж корпорации,
показывая своих известных клиентов.
– Почему именно эти звезды были приглашены в кампанию «Я доверяю УкрАВТО»?
– Для рекламной кампании выбирались те известные люди, которые
являются нашими клиентами и готовы были публично заявить об этом.